Allow (allow495) wrote,
Allow
allow495

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА - ЕСТЬ ЛИ ОНА? "СТЕРЕОЭТИКА"

7 фактов о дополнении к золотому правилу нравственности



Стереоэтика. Отсроченное мужество. Двойственность
добродетелей. Размытость ценностного поля.
Аристотель: добродетель — это середина между двумя порочными
крайностями. «...Избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой — добродетели».
Казалось бы, верная путеводная нить: не будь трусом — и не будь
безрассудным смельчаком; а то, что, посредине между этими дурными
крайностями — это как раз и есть зрелое, осмотрительное,
рассудительное мужество.
Однако всегда ли между двумя крайностями можно найти место для
одной-единственной добродетели? Сам Аристотель показывает, что
между двумя крайностями — не одна, а две середины.
[Spoiler (click to open)] «Стереоэтика (stereoethics) http://www.topos.ru/article/2073 - этика, исходящая из раздвоения и несовместимости добродетелей, из невозможности единственно правильного морального выбора и необходимости совмещения разных нравственных перспектив, подобно тому, как зрение совмещает две разные проекции предмета и только поэтому воспринимает мир объемно, стереоскопически». […]
Есть два полюса среди добродетелей: самоотдача и самосохранение. Мужество, щедрость, жертвенность - действовать во имя других, отказываясь от себя. Благоразумие, осторожность, бережливость - сохранять, выращивать и приумножать себя. Иначе и жертвовать нечем, нечего отдавать другим. Какая стратегия окажется морально выигрышной, невозможно заранее предсказать, это зона полнейшего риска. Можно отдать себя, не успев себя ещё взрастить, - отдать почти задаром. И можно всю жизнь взращивать, укреплять, лелеять себя - и так и не дожить до акта отдачи. […]
Если излишек боязни - это трусость, а недостаток боязни - безрассудство, то между ними размещаются и две середины, две добродетели: мужество, которое дальше отстоит от трусости, и благоразумие, которое дальше от безрассудства. Диапазон нравственного поведения не фокусируется в одной центральной точке «правильного поступка», а описывается большим ценностным промежутком между мужеством и благоразумием.Точно так же между двумя пороками: скупостью и расточительством - размещаются две добродетели: щедрость, которая дальше от скупости, и бережливость, которая дальше от расточительности.В нижеприведённой схеме по краям располагаются два порока, а между ними - две добродетели: безрассудство – мужество благоразумие –- трусость – расточительство – щедрость – бережливость – скупость – бесстыдство – прямота – скромность – ханжество.В языке нет слов и понятий, чтобы точно центрировать добродетель, но есть дополнительные пары понятий, между которыми остаётся большой промежуток для свободных действий, - нравственный континуум, волновая функция доброго: между щедростью и бережливостью, между мужеством и благоразумием, между прямотой и скромностью, между жизнелюбием и воздержаниемКак есть стереомузыка и стереокино, которые доносят объёмные образы звуков и предметов, так есть и стереоэтика (от греч. stereos - объёмный, исходящая из раздвоения добродетелей, из невозможности единственно правильного морального выбора.
Развёртываясь в размытости ценностного поля, стереоэтика вводит принцип совмещения разных нравственных перспектив, подобно тому как зрение совмещает две разные проекции предмета и только поэтому воспринимает мир объемно, рельефно.
Двоенравие в этике - то же, что двуязычие в культуре: способность переводить мысль или ценность с языка на язык Стереоэтика - нравственная зрячесть, «двуглазие», стереоскопия, обусловленная совмещением двух разных знаковых моральных проекций одного поступка: отвечая критерию бережливости, он опасно приближается к скупости, а взывая к чувству щедрости, может обернуться расточительством.
В этой двойной системе координат и блуждает наше нравственное чувство, никогда не находя полного успокоения, точки идеала, абсолютной середины.
Щедрость и бережливость, мужество и благоразумие можно назвать со-добродетелями, и они так же необходимы этике, как правая и левая рука организму, а правое и левое полушарие - мозгу. Возможно, что с различием этих двух полушарий, с врождённой асимметрией мозга связана и двойственность моральных принципов.
Через призму со-добродетелей мы постигаем нравственные ценности смещёнными друг относительно друга - и одновременно совмещаем их в одной перспективе, как объём добродетели, который никогда нельзя полностью воплотить в одном поступке, но только в серии поступков, сочетающих в разной степени мужество и благоразумие, прямоту и скромность, смелость и смирение.
Без попытки совмещения с другой добродетелью, своей парой, любая добродетель переходит в порок. Расточительность - это щедрость без бережливости, скупость - это бережливость без щедрости и т.д.
Порок - это именно одномерность, отказ от стереоскопического восприятия вещей, нравственная одноглазость».
Источник: Эпштейн М.Н., Стереоэтика. Двойственность добродетели и алмазно-золотое правило.
Tags: Психофизика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments