?

Log in

No account? Create an account

Ночной разговор

"Категоричность суждений в действительности происходит от недостатка жизненного опыта"

Previous Entry Поделиться Next Entry
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА - ЕСТЬ ЛИ ОНА? "СТЕРЕОЭТИКА"
витраж 100х100
allow495
7 фактов о дополнении к золотому правилу нравственности



Стереоэтика. Отсроченное мужество. Двойственность
добродетелей. Размытость ценностного поля.
Аристотель: добродетель — это середина между двумя порочными
крайностями. «...Избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой — добродетели».
Казалось бы, верная путеводная нить: не будь трусом — и не будь
безрассудным смельчаком; а то, что, посредине между этими дурными
крайностями — это как раз и есть зрелое, осмотрительное,
рассудительное мужество.
Однако всегда ли между двумя крайностями можно найти место для
одной-единственной добродетели? Сам Аристотель показывает, что
между двумя крайностями — не одна, а две середины.
[Нажмите, чтобы прочитать] «Стереоэтика (stereoethics) http://www.topos.ru/article/2073 - этика, исходящая из раздвоения и несовместимости добродетелей, из невозможности единственно правильного морального выбора и необходимости совмещения разных нравственных перспектив, подобно тому, как зрение совмещает две разные проекции предмета и только поэтому воспринимает мир объемно, стереоскопически». […]
Есть два полюса среди добродетелей: самоотдача и самосохранение. Мужество, щедрость, жертвенность - действовать во имя других, отказываясь от себя. Благоразумие, осторожность, бережливость - сохранять, выращивать и приумножать себя. Иначе и жертвовать нечем, нечего отдавать другим. Какая стратегия окажется морально выигрышной, невозможно заранее предсказать, это зона полнейшего риска. Можно отдать себя, не успев себя ещё взрастить, - отдать почти задаром. И можно всю жизнь взращивать, укреплять, лелеять себя - и так и не дожить до акта отдачи. […]
Если излишек боязни - это трусость, а недостаток боязни - безрассудство, то между ними размещаются и две середины, две добродетели: мужество, которое дальше отстоит от трусости, и благоразумие, которое дальше от безрассудства. Диапазон нравственного поведения не фокусируется в одной центральной точке «правильного поступка», а описывается большим ценностным промежутком между мужеством и благоразумием.Точно так же между двумя пороками: скупостью и расточительством - размещаются две добродетели: щедрость, которая дальше от скупости, и бережливость, которая дальше от расточительности.В нижеприведённой схеме по краям располагаются два порока, а между ними - две добродетели: безрассудство – мужество благоразумие –- трусость – расточительство – щедрость – бережливость – скупость – бесстыдство – прямота – скромность – ханжество.В языке нет слов и понятий, чтобы точно центрировать добродетель, но есть дополнительные пары понятий, между которыми остаётся большой промежуток для свободных действий, - нравственный континуум, волновая функция доброго: между щедростью и бережливостью, между мужеством и благоразумием, между прямотой и скромностью, между жизнелюбием и воздержаниемКак есть стереомузыка и стереокино, которые доносят объёмные образы звуков и предметов, так есть и стереоэтика (от греч. stereos - объёмный, исходящая из раздвоения добродетелей, из невозможности единственно правильного морального выбора.
Развёртываясь в размытости ценностного поля, стереоэтика вводит принцип совмещения разных нравственных перспектив, подобно тому как зрение совмещает две разные проекции предмета и только поэтому воспринимает мир объемно, рельефно.
Двоенравие в этике - то же, что двуязычие в культуре: способность переводить мысль или ценность с языка на язык Стереоэтика - нравственная зрячесть, «двуглазие», стереоскопия, обусловленная совмещением двух разных знаковых моральных проекций одного поступка: отвечая критерию бережливости, он опасно приближается к скупости, а взывая к чувству щедрости, может обернуться расточительством.
В этой двойной системе координат и блуждает наше нравственное чувство, никогда не находя полного успокоения, точки идеала, абсолютной середины.
Щедрость и бережливость, мужество и благоразумие можно назвать со-добродетелями, и они так же необходимы этике, как правая и левая рука организму, а правое и левое полушарие - мозгу. Возможно, что с различием этих двух полушарий, с врождённой асимметрией мозга связана и двойственность моральных принципов.
Через призму со-добродетелей мы постигаем нравственные ценности смещёнными друг относительно друга - и одновременно совмещаем их в одной перспективе, как объём добродетели, который никогда нельзя полностью воплотить в одном поступке, но только в серии поступков, сочетающих в разной степени мужество и благоразумие, прямоту и скромность, смелость и смирение.
Без попытки совмещения с другой добродетелью, своей парой, любая добродетель переходит в порок. Расточительность - это щедрость без бережливости, скупость - это бережливость без щедрости и т.д.
Порок - это именно одномерность, отказ от стереоскопического восприятия вещей, нравственная одноглазость».
Источник: Эпштейн М.Н., Стереоэтика. Двойственность добродетели и алмазно-золотое правило.